Культура и искусство

Интервью директора Нижегородского ТЮЗа Александра Гарьянова в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"

Александр Гарьянов: "Актеры – подневольные люди"

Биография

Александр Сергеевич Гарьянов родился 29 августа 1956 года в Дзержинске. По окончании школы поступил в Горьковское театральное училище на отделение "Актер театра кукол". В дальнейшем получил еще 2 высших образования в Московском инженерно-строительном институте и Государственном институте инновационных программ повышения квалификации и переподготовки работников культуры.

После окончания театрального училища Александр Гарьянов по распределению попал актером в Тюменский театр кукол. Через пять лет переехал в г. Магнитогорск, где работал в театре кукол в должности главного администратора. В 1989 году Александр Сергеевич возглавил этот театр.

В 2001 году Александр Гарьянов вернулся в Нижегородскую область на должность директора Нижегородского театра драмы в Сарове.

С 2005 по 2011 Александр Сергеевич работал директором Нижегородского Академического театра кукол. С апреля 2010 года возглавляет Нижегородский театр юного зрителя.

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука".

Этот человек на себе испытал верность пословицы: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Не поступив на драматическое отделение, он стал артистом-кукольником и добился успеха.

У нас в гостях директор Нижегородского театра юного зрителя Александр Гарьянов.

Александр Сергеевич, здравствуйте.

Здравствуйте.

Скажите честно, когда Вы поняли, что не прошли на драму, пошли на кукольное отделение, ведь всерьез, наверняка, и не думали там оставаться? Думали, перекантуетесь чуть-чуть, и вернетесь на драму?

Так, практически, и было. Студенты, которые нас курировали, при поступлении говорили: "Ничего страшного. Поступай на кукольный, потом тебя переведут, и ты с успехом будешь заканчивать как драматический актер". Но буквально через полгода – через год обучения я влюбился в это дело. Я влюбился в куклы, которые нужно было пытаться "оживить". Нужно было этому учиться

Но, не у всех получалось?

Не у всех получалось, и у меня сразу не всегда получалось хорошо и добротно.

Так случилось, что родившись в Дзержинске, Вы потом уехали. Практически 23 года отсутствовали. Были на Урале и в Сибири, затем вернулись в Нижний в начале 2000-х. Что ж в чужбине так не понравилось?

То, что я уехал в Тюмень и 5 лет работал актером – это было распределение. К этому относились очень серьезно, ответственно и я, исполняя свой долг, так как государство меня выучило, я работал с удовольствием в хорошем театре, в Театре кукол, тюменском. За все эти годы мы объездили всю тюменскую область, а это север.

Ну, хорошо, но вернулись-то Вы не через 5 лет.

Да, меня пригласил более интересный и легендарный театр – театр кукол и актеров "Буратино", который находился в городе Магнитогорске. А пригласили они меня не в качестве актера, а в качестве главного администратора, потому что я уже в Тюмени помогал театру и организовывал гастроли театра. Вот, я и остался в Магнитогорске, получив квартиру. Позже мы переехали в Магнитогорск, где я проработал 16 лет в одном из самых известных театров. Но театр был непростым. У театра был жанр синтеза куклы и актера.

Мне кажется, театр – это в принципе непростое занятие.

Это был театр кукол и актеров "Буратино". Театр был известен на весь мир, на всю Европу. Объездил всю Европу. И, конечно, легендарные спектакли, легендарные люди, личности, которые дружили с театром. К нам на премьеру прилетал Лев Дуров, Григорий Горин, Константин Райкин, и общение с такими людьми – это и интересно и полезно. Театр жил такой яркой жизнью, и был известен не только у нас в России, но и гремел на весь мир.

Вы работали не только в разных театрах, но и разных городах, которые также как и Нижний находятся на реках, Магнитогорск, например, или Тюмень. Скажите, а какой из городов самый красивый?

Конечно же любимый Нижний Новгород.

Вы говорите это только потому, что сейчас в Нижнем или нет?

Нет, нет. Дело в том, что, я приезжал сюда к родителям.

То есть, корней не теряли?

Каждый отпуск я приезжал в Нижний Новгород к родителям. Когда я ехал по Канавинскому мосту, любовался Стрелкой, Кремлем, я спрашивал своих друзей – однокурсников: "Ребята, неужели вы не замечаете, какая красота?". Они отвечали: "Какая красота? Мы к этому привыкли!".

Это как жители моря, которые не любят море.

И я до сих пор, когда еду, я вспоминаю это, любуюсь. Ну, невозможно просто не любить Кремль, не любить Стрелку. Это просто тепло.

Судя по Вашей биографии, артистом Вы были всего 5 лет. Почти 30 лет занимаетесь административной работой. Наверняка уже и забыли совсем, что такое выйти и на публику что-то сделать.

Нет, не совсем так. Я был играющим тренером и в театре кукол и актеров "Буратино", когда приезжал режиссер и не хватало актеров – он говорил – "Это твои проблемы".

То есть, Вы подрабатывали еще и актером?

Не подрабатывал - я служил. И, будучи директором, я играл в двух спектаклях: в одном детском и одном вечернем.

Пальцем не показывали: вот он директор, у него актеров не хватает, он актером подрабатывает. Не укоряли за это?

Нет, не укоряли. Ну, это была редкая практика, конечно, но жизнь заставила, и в отношении к профессии нужно было быть честным. Мне приказали – я пошел на сцену. Как говорят актеры, и мои большие друзья: "Получить звание большого артиста – это лишь полпроблемы. А дальше – каждый день, в каждом спектакле доказывать, что ты заслуженный артист". Приходилось тянуться, играть, и чтобы не было стыдно. Потому, что ты руководитель.

Скажите, что общего между актерской профессией и хорошим костюмом.

Актер, когда ему неуютно в костюме – он не всегда хорошо делает свое дело на сцене. Поэтому, должно быть все красиво: и внутри – настрой актера на работу, и внешний вид, и внутреннее состояние, а внутреннее состояние – когда костюм на тебе мешковатый, а ты должен быть "в роли", и еще психофизика, и еще задачи и сверхзадачи. Нужно во всем этом уметь сочетать. Костюм всегда подтягивает, настраивает – это очень большие нюансы актерские.

Короткие вопросы, короткие ответы – рубрика "Без купюр". Я смотрю на Вашу биографию, будучи директором театров, Вам постоянно приходилось что-то строить: то новое здание, то что-то ремонтировать. Как только Вы что-то сделаете, вас переводят в новый театр, и плоды труда пожинает другой человек. Вам не обидно?

Нет, это уже судьба. Я уже к этому привык. Мои коллеги по цеху, когда долго не видимся, каждый раз встречаемся на совещаниях, спрашивают: "Какой еще театр ты построил?".

В ТЮЗе не всю работу еще сделали?

Нет, в ТЮЗе на много лет хватит работы. И даже есть такая поговорка: "Ремонтируй и строй медленнее, чтобы остаться на этом месте".

Я знаю, что однажды, на юбилее театра, Вы посадили Льва Дурова в коробку на сцене и продержали так около часа.

Да.

Потом не боялись его выпускать?

Нет, мы боялись за его здоровье, потому что на сцене очень жарко и то, что произошло с административным аппаратом и накладками юбилейными. В общем, детишки очень долго играли на скрипках, а Лев Дуров, уже заряженный на сцене, сидел в коробке и это было на протяжении 40 минут. Потом пошел номер, когда зрителей стали спрашивать, угадайте, что в коробке, а это продолжалось еще минут 5, в общем, коробка стала шевелиться, и оттуда появился народный артист – Лев Дуров.

Не обиделся потом, нет?

Нет, он великий рассказчик, потрясающий, талантливый актер и большой любитель розыгрышей. То, что он рассказывает, это можно слушать часами, и естественно, самое обидное то, что я очень много раз слушал одни и те же истории, и когда я видел это на телевидении, поскольку телевидение смягчает, съедает – уже не тот градус, ракурс, и, конечно, было обидно. И то, что мы общались живьем – это был великий рассказчик.

Все-таки, этот случай показал, что опасная профессия у Вас. Следить надо друг за другом. И на сцене в том числе.

"Есть такой стереотип, что артист театра – это несерьезная профессия. Готовы поспорить?"

Очень серьезная профессия. И очень, очень тяжело работать на сцене. Тяжело и по жизни актеру.

Ну, зритель видит очень мало, мы приходим на полтора, два часа спектакля. Видим как все легко, легко реплики, легко действия…

Актеры – подневольные люди.

Мне кажется наоборот – очень даже свободные.

Актер подчиняется режиссеру. Бывает много ролей, бывает, нет ролей. Бывает, нет энергетики. Актер работает честно, спектакль идет, а партнеры его не чувствуют. Что это, как выдержать этот темп, как почувствовать партнеров, насколько партнеры помогают тебе подтянуться – это очень сложно. Каждый раз актер настраивается на спектакль. Те актеры, которые приходят в театр и сразу выскакивают на сцену – это могут себе позволить великие таланты. И каждый раз есть ответственность перед зрителем, перед партнерами и каждый раз нужно успеть почувствовать партнера, почувствовать себя. И если актер выходит "холодным" на сцену, то спектакль начинает рушиться – тогда уже помогает партнер.

Я знаю про особое Ваше увлечение – Вы любите КВН. Вы даже помогали одной из команд – "Уездный город". Ну, я не знаю, тренером Вы были, или не тренером.

Они выросли на моих глазах. И я счастлив, что была эта страничка моей жизни. И я с тех пор смотрю, участвую.

У меня ключевое слово "Участвую". Не хотелось ли Вам когда-нибудь отказаться от всех регалий и пойти в команду КВН и выступать на сцене, быть КВНщиком.

Нет, конечно же, нет – уже поздно.

Почему поздно?

Я смотрю, получаю удовольствие, я умею отличить юмор и команду и рост команды. Если ты этим занимаешься постоянно, и это приносит удовольствие, то это многое значит для меня.

В центре внимания, каким должен быть театр в 21 веке?

Новый театр старается удивить зрителя и делает оригинальные спектакли, балансирующие на границах драмы, театра предметов, кукольного театра, цирка, пантомимы и даже видеоарта. А Вам не кажется, что театр все же должен оставаться, в первую очередь, именно театром?

Мне посчастливилось, я работал в театре куклы и актера, где известный режиссер Виктор Шраймен, который первооткрыватель синтеза куклы и актера. И многие спектакли просто и вживую, и в сочетании с куклами, и с манекенами, и игралось много драматургии – это и "Дом, который построил Свифт", и "Дракон", и "Следствие по делу Вили Старка" – политический детектив. Кукольный театр играет политический детектив на протяжении четырех часов. И зритель, воспитанный в том городе – он принимал. Зритель принимал и в других городах, очень много ездили по гастролям. Мы были и в Прибалтике и в Сибири, и в Томске, Омске, и эта уральская зона – она доказала, что синтез куклы и актера, также как синтез любого театра – всегда интересен и иногда даже открывается новый жанр.

Я смотрю, Вы очень любите инновации. Например, в июне 2011 года в Лондонском театре Barbicn каждый вечер устраивали необычный театральный перфоманс под названием "Колыбельная". Зрителям предлагалось вместо сидения в креслах лежать на одно-, двух- и трехспальных кроватях, а главной целью шоу было расположить людей к хорошему сну. Утренний завтрак также входил в программу представления. Вы бы на такой спектакль пошли?

Я бы пошел с удовольствием.

В ТЮЗе может быть что-нибудь организовать, или пока у Вас нет такой цели?

В рамках политики театра и главного режиссера…

Не будете вмешиваться, я понял, понял, что у вас отдельное направление. В театрах, я понимаю, есть разделение четкое. И все-таки, как бы Вы к этому отнеслись? Как бы Вы оценили деятельность режиссера в этом направлении?

Я сторонник того, что если вдруг режиссер, который настоящий художник, задумал спектакль как экспериментальный, то он должен зрителю заявить об этом.

Что бы зритель был готов?

Да. Спектакль – это продукт. И если ты покупаешь продукт, то ты должен заранее знать, что он из себя представляет.

Детям до 18 не приходить?

Вообще, практически во всех театрах существует малая сцена. Если ты, как художник, хочешь свою личность проявить и пошел на эксперимент – то работай на малой сцене. Не может зал в 1 тыс. мест смотреть на твои эксперименты.

Ну да, некоторые не выдерживают.

Если зритель пришел на экспериментальный спектакль, то здесь режиссер самовыражается – имеет право.

Однако иногда грань стирается между эпатажностью и некультурностью. Вот, я посмотрел недавно в интернете, например, в Сыктывкаре зрители массово покинули зал прямо в середине спектакля, который назывался "Уйди-уйди" из-за обилия матерщины, недавно пермяки также поступили с "КолядА театром". Нижний Новгород тоже в свое время прогремел, когда у нас был голый Шариков, кстати, в Вашем ТЮЗе. А с того представления многие уходили?

В то время я не работал в этом театре.

Не берете на себя ответственность?

Я не работал. Ну, мы играли, совсем недавно, осенью. Играли спектакль и Шариков не был голым. По крайне мере есть гражданская позиция, где самовыражение режиссера тоже должно быть. Надо всегда знать грань, уметь ходить по острию ножа, но не забывать о том, что зритель должен быть подготовлен – это первое. Второе – это не должно шокировать зрителя ни в коей мере.

Готовы ли Вы лично вмешаться в деятельность режиссера, в том случае, если режиссера реально заносит.

Думаю, что да. Хотя мне повезло, я с этим еще не сталкивался.

Рубрика "На острие" – самые острые вопросы.

Наталья Павлычева, Московский район: "В Нижнем стало много небольших театров и театральных групп, например, "Нетеатр" "Лифт" или театр "Перемена". И таких театральных групп в Нижнем уже даже не единицы, десятки, и они позволяют свободно выражать то, чему на большой сцене не дают даже родиться. Не является ли это доказательством того, что в Нижнем нет достойных театров?

Нет, конечно. Понимаете, это здорово, когда есть конкуренция. Один из законов маркетинга: "Чем больше конкурентов – тем больше тебя подстегивают". Наверное, существует какая-то борьба за зрителя, и существуют отдельные направления, как маркетинг, фандрайзинг. Надо уметь сочетать это все. Знать свою дорогу, свое направление, понимая о том, что есть театры, и они имеют право на это существование.

А Вы сами хоть раз были в таком небольшом театре или нет?

Совсем недавно я был на спектакле театра "Пиано".

Уникальный театр с глухонемыми ребятишками.

И это берет за душу так, что мороз по коже и слезы в глазах. Великое счастье, что есть люди, которые занимаются этим театром и, конечно же, театр заставляет переживать, воспитывать. Мои друзья, состоятельные люди, совсем недавно тоже были на этом спектакле, они говорили: "Мы просто проревелись". Но это здорово! И, конечно, существование малых театров и самодеятельных театров – оно полезно.

Вопрос читателя газеты "Аргументы и факты Нижний Новгород". Ефим Бахрыщев, Нижний Новгород: "В течение долгого времени ТЮЗ славился не столько своими спектаклями, сколько скандалами внутри коллектива. Не кажется ли Вам, что разборки творческих людей между собой должны оставаться только их личным делом, а не достоянием общественности? Зрителю нужен театр, а не балаган. Или балаган тоже нужен?

Готов подписаться под каждым словом. Я считаю, что это внутреннее дело театра и нельзя это выносить. Театр очень сложное предприятие. Надо знать психологию актера, надо понимать, надо этим жить. Естественно, это должно быть только внутренним делом.

Ну есть просто творческие профессии. Те люди очень эмоциональные.

Ну, Бог миловал. Подобных всплесков не было.

И дай Бог, чтобы их не было.

Театр сегодня, наш театр в очень хорошем состоянии. Я имею в виду не только актеров. Приезжие режиссеры отзываются как о профессиональном коллективе. Цеха, службы – все работает, все аккуратно, все внимательно, все профессионально, и это, конечно, тоже очень много значит. Это не только моя заслуга. Я пришел и увидел, что люди работают профессионально, служат театру. Ну, конечно в театре существуют какие-то маленькие, не дай Бог, чтобы они выросли в большие, проблемы, но в мою бытность удается справляться и театр работает как единый организм и в сочетании экономики, творчества, репертуара, хозяйственности. На этом этапе мы достойно проходим после всех тех событий, которые были. И, я, конечно, благодарю не только актеров, а всех сотрудников театра, потому что театр – это очень большой и сложный механизм. Если одна деталька сломалась, то зритель может прийти и не узнать, почему отменился спектакль. Приходится очень часто держать руку на пульсе, очень много работать, и, слава Богу, в нашем театре профессиональные люди, достойные.

Успех. Об этом понятии мы задумываемся не с самого детства. Оно приходит со временем. Когда Вы в первый раз решили задуматься о том, являетесь ли Вы лично успешным человеком или нет.

В первый раз я задумался, когда увидел Вашу программу.

Так.

Абсолютно верно. Я не пытаюсь пижонить. Никогда не думал, что у меня будет успех или, что я к этому стремился.

Мы обратились к психологам, они часто говорят, что жизнь – не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от вашего хода. Вы согласны с этим или нет?

Абсолютно согласен.

Какова она - Ваша формула успеха?

Очень просто и очень сложно. Любить свою работу. Делать ее честно. Трудиться, трудиться и еще раз трудиться.

Это надо записать.

Сейчас мы приготовили для Вас испытание. Если Вы правильно ответите – получите "Нижегородскую Книгу рекордов и достижений". Если ответите неправильно - придется вам подарить "Прогулки с бабушкой".

Я согласен.

Прежде, чем задать Вам вопрос, спрошу: "ТЮЗ – это не только театр для самых маленьких. Есть спектакли для взрослых. А какие детские спектакли Вам нравятся больше всего?

В нашем театре – конечно "Бременские музыканты". Когда актеры поют "вживую", когда на сцене оркестр, когда режиссером это придумано хорошо, когда зрители в восторге от того, что делают актеры – это просто блестяще.

Вопрос: "Эпидемия чего разразилась среди детей в Танзании? Есть 4 варианта ответа: злости, жадности, грусти или смеха. Четыре варианта ответа – выбирайте.

Смеха.

Почему Вы так думаете?

Ну, мне так кажется.Окончательно и бесповоротно? Рассчитываете получить "Нижегородскую книгу рекордов и достижений"?

Меня любая книга устроит.

В 1962 году в Танзании разразилась эпидемия, охватившая около 1 тыс. человек, в результате которой было закрыто 14 школ. Эпидемия смеха началась в школе для девочек в деревне Кашаша — сначала смеялись три ученицы, а вскоре большинство девочек заразились смехом. Приступы смеха у каждой продолжались от нескольких часов до нескольких дней подряд. Школу вскоре временно закрыли, но эпидемия передалась другим детям и подросткам из близлежащих деревень. Окончательно феномен исчез через 18 месяцев после первых зафиксированных случаев. Вот так.

Интуиция.

Ваша книга, достойно выигранная. Спасибо за участие в программе. Мы желаем, чтобы Ваши спектакли и Ваш творческий профессиональный коллектив дарил радость и взрослым и детям, когда они приходят в ТЮЗ.

Спасибо, приходите в наш театр.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 22.50 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".


Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Культура и искусство»

Ярмарка вакансий "Служу Отечеству" прошла в Нижнем Новгороде
Ярмарка вакансий "Служу Отечеству" прошла в Нижнем Новгороде Регион: Нижний Новгород
Более 1 тыс человек примут участие в национальном удмуртском забеге на Гербере в Москве Регион: Удмуртия
Расширение сотрудничества Нижегородской области и провинции Хэйлунцзян обсудили на ЭКСПО
Расширение сотрудничества Нижегородской области и провинции Хэйлунцзян обсудили на ЭКСПО Регион: Нижний Новгород
Авторская экскурсия "Видеть будущее..." пройдет в рамках "Ночи музеев" в Перми
Авторская экскурсия "Видеть будущее..." пройдет в рамках "Ночи музеев" в Перми Регион: Пермь
Спортивно-оздоровительный лагерь “Молодая гвардия” откроется в Казани после капремонта
Спортивно-оздоровительный лагерь “Молодая гвардия” откроется в Казани после капремонта Регион: Татарстан
Более 200 юных спортсменов объединил турнир по карате в рамках проекта "Слава Героям России" в Нижнем Новгороде
Более 200 юных спортсменов объединил турнир по карате в рамках проекта "Слава Героям России" в Нижнем Новгороде Регион: Нижний Новгород
Обновление трамвайных путей продолжается в Ульяновске
Обновление трамвайных путей продолжается в Ульяновске Регион: Ульяновск
Представительство Башкортостана может появиться в китайском Харбине
Представительство Башкортостана может появиться в китайском Харбине Регион: Башкирия
Систему микробиологического мониторинга внедрили в  Кировской областной больнице
Систему микробиологического мониторинга внедрили в Кировской областной больнице Регион: Киров
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 мая