Почта недели: О делах музейных
Кризис кризисом, а жизнь в нашей богоспасаемой отчизне продолжается во всей своей красе и многообразных проявлениях. По меткому выражению классика отечественной литературы "… а глуповцы всё жили и всё что-то жевали" (С). Резервы оптимизма русского человека, его неиссякаемое жизнелюбие и способность выползать из самых злокачественных коллизий, поражают иностранцев и нас самих. Кафкианскую несуразицу окружающего бытия мы запросто обращаем в живительный смех, наглядным подтверждением чему служат письма, рекламные объявления и прочая корреспонденция, изобильно поступающая в редакцию.
Читаем сухие строчки пресс-релиза Управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу и сквозь извечный бюрократический канцелярит проступают контуры до боли знакомого и родного театра абсурда. Традиционный западный жанр "комедии положений" здесь и рядом не стоял… нет, перед нами классическая трагикомедия. Итак:
"В ходе проверки музея Воинской славы п. Оршанка Республики Марий Эл была обнаружена недостача четырех предметов оружия: пистолет-пулемет системы Дегтярева, шашка драгунская, револьвер 6-ти зарядный (малого размера) и револьвер 6-ти зарядный капсюльный, выданных для оборудования экспозиции из Национального музея республики Марий Эл им. Т. Евсеева. …"
Сами по себе проверки в российских музеях стали явлением обыденным и частым, с тех пор как в 2006 году выявилась пропажа 226 единиц хранения из фонда истории русской культуры Эрмитажа. Заведённое уголовное дело вскрыло целую систему грабежа коллекций главного музея страны его же собственными сотрудниками, включая хранительницу означенного фонда Л.Завадскую и её семью. Скудное материальное положение бюджетники Завадские с лихвой компенсировали, рассовывая бесценные экспонаты по ломбардам и антикварам, благо несовершенная система учета не позволяла оприходовать разве что знаменитую парадную лестницу работы Растрелли. В итоге, 15.03.2007 г. Дзержинский суд Санкт-Петербурга признал Николая Завадского-старшего виновным в краже в особо крупном размере и приговорил его к 5 годам колонии. Помимо этого, излишне оборотистый любитель истории должен теперь выплатить Эрмитажу почти 7,5 млн руб. в качестве компенсации.
Будучи, вне всякого сомнения, людьми эрудированными, многоопытные чиновники немедленно освежили в памяти завет Гермеса Трисмегиста "Каково вверху, таково и внизу": если такие казусы возможны в стольном граде на Неве, то что же творится на периферии? С тех пор провинциальные музеи неустанно проверяются многочисленными уполномоченными лицами, копающимися в инвентарных описях и сдувающих замшелую пыль с раритетной керамики фабрики "Червонный пахарь". Обыденная скудость фондов районных музеев, десятилетиями не видавших достойного финансирования, не позволяет ревизорам наскрести доказательств на сколько-нибудь громкое дело. Поэтому можно представить воодушевление инспектора, когда в забытой Богом марийской Оршанке, он внезапно обнаружил пропажу из музея трех единиц огнестрела, для вящего эффекта усиленную умыкновением "шашки драгунской". По местным масштабам – практически шекспировские страсти.
Однако, не стоит забывать что отстоящая на тысячи километров от аукциона Сотбис, деревня Оршанка принадлежит не западной цивилизации чистогана и наживы ("украл - продал"), а вполне себе русскому мiру ("украл – пропил"), в котором от великого до смешного – только один шаг. И этот шаг мы уже сделали давным-давно… Продолжим знакомство с материалами проверки:
"В результате поисково-оперативных мероприятий, проводимых ОВД по Оршанскому району, было установлено, что пистолеты находились в отделе культуры Оршанского района и использовались в качестве реквизита в театрализованных мероприятиях ... Во время ремонта один из пистолетов был выброшен вместе с мусором на свалку. Пистолет-пулемет был найден в музее Т. Евсеева, а шашка была обнаружена в Оршанском Музее крестьянского труда и быта ...".
Общий хохот в зрительном зале. Занавес.
Воодушевившихся было ревизоров ждало немалое разочарование: обыкновенное разгильдяйство и никакой кражи. Применительно к данной ситуации живо вспоминается классическое произведение советской литературы о Гражданской войне, "Зеленый фургон" А.Козачинского. Помните, когда молодой начальник районного уголовного розыска был шокирован порядками в подведомственном ему подразделении, в частности обычаем невозбранно пользоваться конфискатом из камеры вещественных доказательств?
"Володя был очень смущен, когда восемь младших милиционеров во главе с Грищенко подали ему заявление: "Просим выдать во временное пользование по одному фунту постного масла из камеры вещественных доказательств".
Но еще больше был смущен сам Грищенко, когда узнал о реформе, намеченной Володей в отношении конфискованного самогона. Узнав от Володи о предстоящем уничтожении самогона, он неправильно истолковал намерения нового начальника и поэтому спросил, плотоядно хихикая:
– А закуска, товарищ начальник, е?...".
Подозреваю, что выкинуть пистолет (пусть даже устаревшей конструкции) в мусорную корзину не поднялась бы рука у самого последнего московского бомжа, а в нашем Пошехонье – это "привычное дело"(С). ЗаМКАДские аборигены привычно не знают цены вещам, междумузейно обмениваются пистолетами-пулеметами и даже не подозревают в какую сумму оценивается настоящая "Шашка драгунская офицерская образца 1881/1910 года".
Социум глубинки сопротивляется ветрам перемен и заклинаниям телеящика, призывающего покупать и продавать, и преступным образом не желает вливаться в гламурные ряды "эффективных менеджеров". Обреченные на рыночную экономику, наивные охранители музеев Оршанских, Урюпинских и Весьегонских, влачащие бедственное существование на 3 (три) тысячи рублей в календарный месяц, скорее выкинут пистолет на помойку, чем загонят его заезжему скупщику антиквариата. Пусть боевое холодное оружие, более чем достойное украшать стену кабинета какого-нибудь недостойного торгаша, схоронится от алчных глаз в Музее крестьянского быта и пролетарского труда, до лучших времён.
- Наконечник рогатины медный Трипольской культуры, говорите, инвентарный № 358-971/7, запропастился бесследно? Разумеется, очень холодное оружие. Статья УК? Вот незадачка какая. Бядааа, ой бядаааа… Гражданин следователь, вы у себя поищите, ради Христа, а то получится как с тем пистолетом, у Сандро из Чегема. Нет, это не йошкар-олинский "авторитет". Фазиля Искандера не читали по занятости? Извольте:
"Таких аферистов, как наши следователи, Техас не знает. Оказывается, следователь мой генеральский парабеллум вообще изъял из дела. Какому-то начальнику подарил. Мой генеральский парабеллум заменили каким-то дряхлым, вшивым вальтером. Перед людьми, которые меня не знают, стыдно было. Такой вальтер у нас хороший деревенский сторож в руки не возьмет…".
Регион: Н. Новгород

Комментарии