Общество

Праздник Ивана Купала отмечают 7 июля

Нижний Новгород. 7 июля. НТА-Приволжье – Праздник Ивана Купалы - праздник летнего солнцеворота - отмечают 7 июля. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается "урядник", который занимается подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют "марена" или "купала". Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. "Ярилу" облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед "Ярилой" на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высокий шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Около этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик - до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина). Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырех часов дня. Все выстраиваются вокруг березки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещотки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы. После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что "Ярила" умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают "Ярилу", тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут "Ярилу". Костер зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу "Ярилу" не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед "Ярилой", употребляют на его поминках. Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают "набеги", стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: "ящер", "ручеек", "коняшки". Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается. Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Общество»

Праздником здоровья отметила юбилей детская городская поликлиника №39 Советского района
Праздником здоровья отметила юбилей детская городская поликлиника №39 Советского района Регион: Нижний Новгород
Казань посетило 90 тысяч туристов с 28 апреля по 1 мая Регион: Татарстан Саратовские поликлиники в праздники будут работать в режиме "выходного дня" Регион: Саратов
Глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев направил поздравление с Днем Радио
Глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев направил поздравление с Днем Радио Регион: Нижний Новгород
Глеб Никитин: "История отечественного радио тесно связана с Нижегородской областью"
Глеб Никитин: "История отечественного радио тесно связана с Нижегородской областью" Регион: Нижний Новгород
Кировские учебные заведения стали участниками Всероссийской акции “Окна Победы”
Кировские учебные заведения стали участниками Всероссийской акции “Окна Победы” Регион: Киров
Общегородской крестный ход отменили в Нижнем Новгороде
Общегородской крестный ход отменили в Нижнем Новгороде Регион: Нижний Новгород
Акция “Письмо из музея” проходит в Уфе в преддверии Дня Победы
Акция “Письмо из музея” проходит в Уфе в преддверии Дня Победы Регион: Башкирия
Центр Нижнего Новгороде перекроют ради пасхальных мероприятий 4-5 мая
Центр Нижнего Новгороде перекроют ради пасхальных мероприятий 4-5 мая Регион: Нижний Новгород
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
17 мая