Интервью победителя международных конкурсов исполнителей на классической гитаре Ровшана Мамедкулиева в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"
Биография
Ровшан Шахбаз оглы Мамедкулиев родился 12 мая 1986 года в Баку (Азербайджан). В 1993 году семья переехала в Нижний Новгород. В 11 лет Ровшан начал учиться игре на классической гитаре. С отличием окончил школу искусств №7, музыкальный колледж имени Балакирева и Нижегородскую консерваторию имени Глинки.
С сентября 2009 года Ровшан Мамедкулиев – аспирант Нижегородской консерватории, преподает на кафедре народных инструментов, а также в Арзамасском музыкальном колледже.
Участвуя с 1999 года в творческих состязаниях всероссийского и международного уровня, Ровшан Мамедкулиев завоевал более двадцати наград. В 2012 году стал победителем одного из самых престижных конкурсов исполнителей на классической гитаре - XXX Международного конкурса GFA. Ровшан много и успешно выступает на престижных концертных площадках различных городов России стран дальнего и ближнего зарубежья.
За высокие достижения в искусстве отмечен премией президента России, стипендиями губернатора Нижегородской области и мэра Нижнего Новгорода.
Ровшан Мамедкулиев женат, воспитывает дочь.
Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука".
Этот человек не очень известен в Нижнем, а вот в мире его называют не иначе как "азербайджанец, покоривший мир своей гитарой".
У нас в гостях лучший гитарист мира, нижегородец Равшан Мамедкулиев. Равшан, здравствуйте.
Здравствуйте.
Не обидно, что слава Ваша в основном в профессиональных кругах, а нижегородцы редко узнают Вас на улице?
Знаете, я с годами убеждаюсь, что классическая музыка - это элитарная сфера, поэтому такой популярности у меня нет, да я ее и не ждал никогда, поэтому не обидно.
Сегодня дети начинают заниматься музыкой в 5, 6 лет. Вы же начали играть на гитаре достаточно поздно - в 11 лет в кружке бардовской песни, уже потом поступили в музыкальный колледж и консерваторию. Вас одногруппники, "самоучкой" и "старичком" не дразнили?
На самом деле, возраст 5-6 лет – это возраст для пианистов и скрипачей. А для гитары 10, 11, 12 лет – это нормальный возраст. Поэтому старичком меня не называли, были даже люди старше меня.
Многие родители признают талантливость своих детей в пении, игре на музыкальных инструментах, но не хотят, чтобы те становились профессиональными музыкантами. Вы своих серьезных родителей – инженера и юриста, чем убедили?
Хочу начать с того, что я младший сын в семье, и я был своего рода любимчиком в семье.
И Вы этим пользовались?
Не то чтобы я пользовался, просто все мои начинания поддерживались. Когда пришел момент выбора профессии, а это было после девятого класса, мне родители сказали, чтобы я занимался тем, чем считаю нужным, но я должен был добиться в этом максимальных успехов.
Сейчас не жалеют?
Нет, не жалеют.
Как Вам кажется, что общего между галстуком и гитарой?
Наверное, наличие округлых очертаний.
Как Вы к галстукам относитесь? Сегодня Вы без галстука пришли, для Вас это было мучением?
Для меня без галстука ходить легче. Вообще, обычно я выступаю с бабочкой – к ней я хорошо отношусь.
Конкурс – это всегда соперничество и не все готовы играть честно. Например, на кастингах и конкурсах моделей идут самые настоящие бои без правил. Девчонки крадут и рвут друг у друга одежду, подменивают косметику, ломают обувь и запирают соперниц в туалетах.
А Вам подлянки соперники не устраивали, например, струны не рвали?
Нет, ни разу не было. Не подпиливали струны, не рвали. Могу сказать, что на конкурсах царит страшное напряжение и оно передается друг другу. Часто участники стучатся в репетиционную комнату и спрашивают как дела - это немного выводит из себя. А так, по-моему, музыканты люди довольно сдержанные.
В древней Греции волнение артистов считали признаком непрофессионализма. Когда актер вместо игры в рамках роли начинал плакать настоящими слезами, проще говоря, впадал в истерику - зрители закидывали его камнями. Понятно, что небольшое волнение – это хорошо, а как Вы боретесь с всепоглощающим страхом, бывает у Вас вообще такое?
Конечно, бывает. Практически перед каждым выходом на сцену я испытываю волнение. Другое дело, насколько хорошо я подготовлен и насколько хорошо я в образе. Тогда волнение с первого же звука сходит на нет.
Что значит хорошо подготовиться? Каждый из нас испытывает определенный стресс, когда нужно выступить, например, поздравить какого-то человека с днем рождения. Может быть, у Вас есть какой-то опыт, который поможет другим нижегородцам правильно настроить на себя аудиторию, чтобы страх не поглотил тебя полностью.
Во-первых, необходимо быть профессионалом в своей сфере. Например, я сейчас несколько волнуюсь, а Вы значительно меньше волнуетесь.
Почему, я тоже волнуюсь.
Мне кажется, все равно меньше чем я, потому что для Вас эта ситуация более привычна. Нужно иметь определенный опыт. С другой стороны, надо быть готовым профессионально, например, быть уверенным в музыкальном тексте. Если ты отработал профессиональные моменты - волнение минимизируется.
Сегодня многие люди стараются включить спорт в свою жизнь. А Вы как с сидячим образом жизни боретесь?
Я стараюсь больше ходить, двигаться. Летом пытался даже зарядку с утра делать.
А почему только пытались?
В силу разных причин. В том числе, у меня есть такая отличительная черта – я довольно ленив.
Дети перенимают привычки родителей. Если родители чистят зубы 2 раза в день, то и дети будут, а если нет, то сколько не говори о пользе, а все без толку. У Вас маленький ребенок, ему 9 месяцев, не боитесь ли, что Вы не самый лучший пример показываете дочке?
Я думаю, что у меня еще есть время измениться.
Многие верят, что жизнь, как зебра состоит из черных и белых полос. Вам всего 26 лет, а на Вашем счету два десятка наград в конкурсах и фестивалях. Вы не боитесь, что будет очень больно падать с такой высоты?
Честно говоря, есть немножко такое опасение, но я хочу сказать, что у меня были и черные полосы в жизни. Конечно не такие, чтобы я переставал заниматься музыкой, но были и поражения на конкурсах, были и победы. Вот сейчас у меня есть такое ощущение, что идет светлая полоса. Я стараюсь как можно больше труда и усилий приложить, чтобы эта белая полоса продолжалась.
Ряд психологов говорят, что умение проигрывать дает способность побеждать. А Вы умеете проигрывать?
Я считаю, что у меня есть спортивный дух. Я знаю многих музыкантов, для которых поражение не настолько болезненно. Для меня поражение – это больно. Тем не менее, поражение – это своеобразный опыт. И поражение можно повернуть в плюс или минус. Также и победа может быть для кого-то большим плюсом и хорошим шагом в карьеру, и минусом, в том плане, что он может остановиться. Как часто говорят другие музыканты, которые хотят выиграть в каком-то крутом конкурсе: "Вот я выиграю этот конкурс, и все". Хочется спросить, а что все?
Воспитатель детского сада в своем ЖЖ жалуется, что "родители сегодня хотят выделиться, чтобы у их детей были имена не обычные, там Вася и Петя, а что-нибудь такое… ух! Обычно есть две категории – либо старославянские, например Звенислав, Остромир, Цветана или Смиляна. Либо же другая крайность "преклонение перед Западом": Ричард, Стивен, Габриэлла…"
У Вашей дочери тоже необычное имя – Севиль. Тоже хотите выделиться?
Я бы так не сказал. Я просто хочу сохранить свои традиции. Мой отец из Азербайджана, где Севиль довольно нередкое имя. Кроме того есть такая опера "Севиль". И существует параллель, что в еще одной опере есть персонаж по имени Равшан.
Вы не боитесь, ведь Севиль была матерью-одиночкой.
Мне просто понравилось это имя. Герой с моим именем был сыном слепого.
Мало какая рок или поп группа обходится без гитариста. А Вам не говорят: "Ну, что такое классическая гитара, это такая.. с нейлоновыми струнами… Да чем вы, вообще, ребята, занимаетесь?". Как Вы относитесь к таким высказываниям и бывают ли они?
Наверное, некоторые люди скажут так, но как только я начинаю объяснять, показывать, чем я занимаюсь, и насколько классическая гитара позволяет раскрыть широкий круг образов, у людей отпадает этот вопрос.
Американский композитор Джон Стамп писал очень оригинальные произведения, его ноты, сами по себе, произведения искусства. Однако сыграть их практически невозможно. А Вам слабо сейчас сыграть что-то столь же трудновоспроизводимое?
Давайте попробуем (играет).
Я думаю, что подавляющее число нижегородцев, когда услышали и увидели это, сказали, что это весьма трудно исполнить. А Вы хотели бы, чтобы Ваша дочь выбрала для себя карьеру музыканта?
Я думаю, пусть это будет ее выбор. Я не буду заставлять.
Все же классику у нас не сказать, что очень любят. А на концерты гитариста Дидюли, устраивающего настоящие шоу с "Фламенко" и танцем живота, ходят с удовольствием. А Вы никогда не хотели немного так сказать немножко "опопситься"?
Есть такие мысли, только не в плане, чтобы "опопситься", а чтобы сделать более доступной классическую музыку. В первую очередь, сделать ее доступной в плане репертуара. Например, некоторые трудноисполнимые произведения не всегда понятные.
Не будет Вам обидно, что на Ваши концерты будут ходить не столько послушать музыку, сколько посмотреть танец живота.
Я не до такой степени хочу "опопситься". Есть разные моменты, например артистизм, что само по себе "оживляет" аудиторию. Есть момент чисто репертуарный, например, играть произведения, которые сейчас близки публике: фламенко, джаз. С другой стороны, нужно стараться публику воспитывать, то есть, включать произведения, которые более сложные для восприятия. На таких контрастах слушатель начинает понимать в чем отличие классической музыки от "попсы". По-моему, именно в различии существует обилие и разнообразие образов с одной стороны, и с другой стороны, в более глубинном отношении к самому себе, то есть, он пытается вместе с исполнителем погрузиться в его произведение. Когда мы смотрим концерт Дидюли – это здорово, но тут практически не нужно думать, не требуется никаких усилий от слушателя. Есть видеоряд, есть танец живота, есть эффекты в плане запахов – с одной стороны это хорошо, с другой, нужно аккуратно и осторожно двигаться в этом направлении. Я работаю немного в другой сфере, и как человек современный я стараюсь, чтобы мое исполнение было понятным и не отрывалось от слушателя.
Вам как профессионалу современная эстрада с ее "опа-опа два прихлопа" слух не режет?
Бывает и режет, но есть и хорошие исполнители. Мне кажется, тут все отличие, в отношении музыкантов к тому, что он поет и о чем он поет, какие у него есть вокальные данные. Есть множество исполнителей, которых не хочу упоминать, но у них практически нет голоса.
Есть ли исполнители на современной эстраде, которых Вы слушаете?
Я все-таки скорее тягощу к классической музыке.
Рубрика "На острие" - самые острые вопросы нижегородцев.
Ирина Хворостилова, Ленинский район: "Отдала сына в музыкальную школу, преподаватели нахваливают, говорят, второй Паганини растет, а сам он как-то без энтузиазма к музыке относится, недавно вообще занятие прогулял. Кому верить – учителям или сыну. Заниматься ли дальше?"
Я считаю, что надо заниматься. Не потому, что я музыкант, а потому что нужно завершить начатое.
Это же система двух стандартов. Для своих детей Вы говорите "посмотрим", для чужих – надо заниматься.
Если уже начал – надо закончить. Другое дело, я сам по себе готов сказать, что в определенные моменты мне казалось, что это всего лишь увлечение. Меня, конечно, никто не называл вторым Паганини, но тем не менее. Мне отец говорил, что если ты делаешь какое-то дело – нужно его делать хорошо. Соответственно, если ты уж пошел в музыкальную школу – будь добр, закончи ее. А, вот, в плане выбора профессии, это должен быть выбор не родителей, а именно человека.
Вопрос читателя газеты "Аргументы и Факты Нижний Новгород". Сергей Исайкин, Нижний Новгород: "Сегодня многие люди, говоря о мечте, чаще всего подразумевают, как заработают много денег. А что лично для себя Вы бы определили, как желаемый пик карьеры, достижение, к которому надо стремиться?
Сейчас я занимаюсь тем, что пытаюсь сделать свое творчество более популярным, доступным и поделиться своим опытом с большим количеством людей.
Преподавательской деятельностью занимаетесь?
Да, занимаюсь. В Нижегородской консерватории и Арзамасском колледже.
Бывший госсекретарь США Колин Пауэлл однажды сказал: "Не существует такой вещи, как секрет достижения успеха. Не теряйте зря времени на его поиски. Успех — это результат самосовершенствования, тяжелой работы, извлечения уроков из неудач и упорство" С этим трудно не согласиться. А Вы уроки извлекаете чаще из чужих ошибок или все же из своих? Какая Ваша формула успеха?
Конечно, самые дорогие и результативные уроки – это уроки из своих провалов. Они довольно сильно отпечатываются.
У меня был такой случай, действительно, провал. В возрасте 15 лет я решил подготовиться к крупному международному конкурсу без возрастных ограничений. Он проходил в Воронеже, а мой педагог сказал мне, что я туда не поеду, потому что еще рано, а во-вторых, это было мне "не по зубам". Меня это еще больше взбудоражило, и я сказал, что поеду.
Юношеский максимализм?
Да. Ну, а почему я не могу приехать туда? У меня те же самые руки, что и у тридцатилетнего гитариста, то же самое время на подготовку, те же самые сочинения – я все могу. В итоге я переубедил педагога, и мы поехали на этот конкурс, и действительно, там был провал. Я перепутал все сочинения, жутко волновался… в общем, более страшного провала у меня не было. Конечно, я расстроился, начал переосмыслять свое отношение и к конкурсам и к самооценке.
Поняли, что преподавателя надо слушаться.
Да, преподавателю надо доверять. Не беспрекословно слушаться, но доверять.
"Тот, кто знает предел своих возможностей – не знает поражения". Владыка Георгий был на нашей программе и сказал эту фразу.
Конечно, это я сейчас могу так говорить, потому что прошло некоторое время, а тогда я жутко обиделся, говорил, что более или менее хорошо сыграл.
И все-таки, какая Ваша формула успеха?
Есть несколько составляющих успеха. Для меня это искренность и любовь к своему делу. По-честному признаться, что ты занимаешься настоящим делом. Вторая составляющая – это труд.
Вы же называете себя "немножко ленивым".
Да, но именно через преодоление лени и идет успех. Ну, и третье – удача. Я знаю много талантливых, трудолюбивых людей, которым не везет.
Равшан, мы подготовили для Вас испытание. Если Вы правильно ответите на наш вопрос, Вы получите "Нижегородскую книгу рекордов и достижений", если ответите неправильно, то "Прогулки с бабушкой". В поэзии можно часто увидеть сравнение гитары и женского силуэта. Скажите, есть ли у Вас свои ассоциации, когда Вы смотрите на гитару?
Знаете, я был готов к этому вопросу. Наверное, больше всего гитара ассоциируется именно с женщиной.
С женским силуэтом?
Я бы даже сказал с женщиной. Потому что, с одной стороны – это именно силуэт, с другой, в ней есть некая интимность, мягкость и прихотливость.
Насчет мягкости гитары люди, которые на ней не играют, с Вами не согласятся, но, профессионалы скажут, что Вы правы.
Гитарные струны – они мягкие. Это не холодные клавиши фортепиано или смычок скрипки.
Итак, теперь сам вопрос: "Что было предшественником современной гитары?". 1-тыква; 2-охотничий лук; 3-бивень мамонта; 4-варган.
Интересный вопрос. Может быть и тыква. Или тыква или лук. Наверное, охотничий лук.
Почему Вы так думаете?
Тетива схожа со струной.
Ученые-историки считают, что самым древним предшественником столь популярного в наши дни музыкального инструмента, как гитара, был обычный охотничий лук, с несколькими натянутыми на него тетивами. Тетивы разной длины и толщины исполняли роль струн, обеспечивающих различные по высоте звуки. Таким образом, охотничье приспособление исполняло роль музыкального инструмента. Вы правы.
Я передаю Вам вопросы нижегородцев, для того, чтобы Вы ответили на них лично. Спасибо за участие в программе. Хочу, чтобы Вы дарили хорошие мгновения Нижегородцам, россиянам и людям других стран мира, которые приходят на Ваши концерты.
Спасибо большое.
Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 23:15 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".









Комментарии